Инструмент "Указатель"

 
Инструмент Указатель предназначается для выполнения следующего ряда действий:

 

Выделение объектов

При наведении острия курсора инструмента в окне отображения геометрического построения на изображение какого-либо объекта и последующем щелчке левой кнопкой мыши выбранный объект выделяется, в результате чего его изображение становится отличным от изображений других объектов. После выделения объект становится доступным для выполнения с ним ряда действий, таких как редактирование оператора, порождающего объект, изменение атрибутов объектов, копирование и экспорт построения и т.п..

При расположении острия курсора над изображениями сразу нескольких объектов после щелчка левой кнопкой мыши выделяются все объекты, расположенные под курсором. В том случае, если объект является компонентом списка объектов, будут выделены все объекты списка. При необходимости выделить индивидуальный компонент перед щелчком необходимо нажать и удерживать клавишу Alt.

Щелчок левой кнопкой мыши при положении курсора, в котором он не указывает ни на один объект, приводит к снятию выделения со всех выделенных до этого момента объектов.

Двойной щелчок левой кнопкой мыши над свободной от изображений объектов областью при нажатой клавише Ctrl приводит к выделению объектов, которые были выделены до момента снятия выделения щелчком в свободной от изображений объектов области чертежа.

При необходимости выделения множества объектов, изображения которых не перкрываются, необходимо удерживать нажатой клавишу Shift, при этом щелчок на уже выделенном объекте снимет с него выделение, в то время как другие ранее выделенные объекты останутся выделенными. Порядок следования объектов в выделении существен для многих команд. Этот порядок отрображается в виде записи в левом нижнем углу основного окна системы. При необходимости порядок и состав объектов выделения можно изменить с помощью диалоговой панели, вызываемой комбинацией клавиш Shift+F7.

При нажатии на левую кнопку и ее удержании с одновременным перемещением мыши в общем направлении "сверху вниз" вслед за курсором "растягивается" выделительная рамка. Все объекты, изображения которых будут полностью охвачены рамкой, окажутся выделенными.

При нажатии на левую кнопку и ее удержании с одновременным перемещением мыши в общем направлении "снизу вверх" вслед за курсором "растягивается" выделительная рамка, выделяющая только точки, изображения которых будут полностью ею охвачены.

Растягивание рамки при удержании нажатой клавиши Alt позволяет осуществить выделение в режиме т.н. секущей рамки. Выделению будут подлежать те объекты, изображения которых полностью охватвыаются рамкой, а также объекты, изображения которых пересекаются границами рамки.

Выделение курсором или рамкой не будет осуществляться, если алгоритм переведен в режим блокировки от выделения (режим активизируется пунктом Блокировать выделение всплывающего меню окна отображения построения).

Способ выделения объектов при помощи курсора можно изменить с помощью контекстного всплвыающего меню, связанного с кнопкой выбора инструмента. Для этого следует навести курсор на кнопку инструмента и правой кнопкой мыши вызвать меню.

В меню доступны следующие пункты, модифицирующие результат выбора и выделения:

Курсор - опция возвращает инструмент Указатель в обычный режим выделения объектов.
Детей
- выделяются объекты, которые непосредственно порождаются указываемым объектом, но без него.
С детьми - выделяются объекты, которые непосредственно порождаются указываемым объектом, вместе с ним.
Потомков - выделяются все объекты, которые опосредовано порождаются указываемым объектом, но без него.
С потомками - выделяются все объекты, которые опосредовано порождаются указываемым объектом, вместе с ним.
Родителей - выделяются объекты, которые непосредственно породили указываемый объект, но без него.
С родителями - выделяются объекты, которые непосредственно породили указываемый объект, вместе с ним.
Предков - выделяются объекты, которые опосредовано породили указываемый объект, но без него.
С предками - выделяются объекты, которые опосредовано породили указываемый объект, но вместе с ним.
Братьев - выделюятся объекты, порожденные тем же оператором, что и указываемый объект
Инцидентное - выделяются объекты, связанные отношением инцидентности с указываемым объектом.
По функции - выделяются объекты, порождаемые такой же функцией, посредством которой был порожден указываемый объект.
Группа объекта - выделяется объектная группа, в состав которой входит указываемый объект.
Линия связи - выполняется преобразование атрибута прямой линии, имеющей инцнидентные точки, в атрибут "линия связи". Такая линия вычерчивается специальным образом в виде коротких штрихов, что позволяет отличать ее на чертежах от обычных образов прямых линий.

 

Выделение невизуальных объектов

 
В системе Симплекс в построениях используются объекты, не имеющие явной визуалной интерпретации (объекты-преобразования, объекты с мнимыми значениями, бесконечно-удаленная прямая и т.п.). Такие объекты относятся к категории невизуальных. Для обеспечения доступа к именам этих объектов на правой стороне окна отображения построения расположен список, в котором перечисляются их имена. Выделение имен невизуальных объектов осуществляется путем их выбора в этом списке инструментом Указатель. Имя выделенного объекта отображается на ярком оранжевом фоне.
 

Размещение точек на объекте

 

При размещении острия курсора инструмента Указатель над изображением линейного объекта или абриса контура и щелчке левой кнопкой мыши при удерживании нажатой клавиши Ctrl, в программу вводится точка, связанная с выбранным объектом отношением инцидентности (формируется оператор Точка принадлежит объекту). Необходимым условием выполнения этого действия является отсутствие выделения в окне отображения геометрического построения.

Система автоматически рассчитывает значение параметра принадлежности точки объекту. Вдальнейшем оно может быть изменено как командой редактирования оператора, порождающего точку, так и откорректировано в процессе динамического редактирования курсором-шейпером. В том случае, если щелчок был осуществлен над компоенетом списка, в сотаве которого имеется более одного объекта, то значение параметра будет вычислено для этого компонента, а оператор Точка принадлежит объекту будет введен в программу с учетом множественного согласования параметров. В результате этого будет построено множество точек, инцидентных со всеми компонентами множества.

 

Разделение объекта на две части

 
При размещении острия курсора инструмента Указатель над изображением отрезка прямой или кривой Безье и щелчке левой кнопкой мыши при удержании нажатыми клавиш Ctrl и Alt, исходный объект будет заменен на два, концы которых будут определяться свободной точкой, сгенерированной под курсором. Обоим объектам будут даны новые имена, в то время как опреатор, порождавший объект, над которым был произведен щелчок, ликвидируется. Необходимым условием выполнения этого действия является отсутствие выделения в окне отображения геометрического построения.
 

Передача имен объектов в поля панелей ввода операторов

 

В том случае, когда на экране присутствует панель ввода оператров, щелчок левой кнопкой мыши над изображением объекта приводит к передаче его имени в обладающее фокусом ввода поле ввода параметра, после чего фокус ввода перемещается в следующее свободное поле ввода.

При необходимости ввести последовательно несколько имен объектов в одно поле назначения параметра следует удерживать нажатой клавишу Shift (искоючая выбор последнего объекта). В том случае, если выбранный объект являетя компонентом списка, в параметр будет передано имя всего списка. Если требуется передавть в параметр индивидуальный объект, то перед щелчком левой кнопеой мыши следует нажать и удерживать клавишу Alt. В этом случае передаваемое имя будет дополнено порядковым номером компонента в списке, записываемым вслед за именем в квадратных скобках.

В том случае, если под курсором будут находиться изображения сразу нескольких объектов, то для осуществления выбора единственного среди них система сформирует и выведет на экран окно Захват, в котором необходтио сделать выбор или отказатья от продолжения передачи имени в поле панели.

При обнаружении изображений точек под курсором вместе с изображениями объектов других типов, последние отбрасываются и в операции передачи имен в поля панели ввода операторов не участвуют.

Поля входных параметров панелей ввода операторов ограничивают возможные типы объектов и допускают ввод лишь тех объектов, тип которых совместим с типом параметра. При указании на изображения множества объектов, объектв с несоответствующими типами к учету и передаче не допускаются. Режим фильтрации можно отключить, сняв флажок Типизация входных имен панели Настройки системы (закладка Проект).

 

Формирование операторов с помощью комбинаций ускорительных клавиш

 
Процесс формирования операторов, составлюящих программу построения, можно ускорить, если к предварительно выделенным объектам с помощью инструмента Указатель применять комбинации клавиатурных клавиш. Результат нажатия таких клавиш зависит от количественного состава объектов выделения и их типа. Более подробно с перечнем функций, синтезируемых с применением ускорительных клавиш, можно ознакомиться на странице Клавиатурные сокращения системы Симплекс.
 

Интерактивное задание точек пересечения объектов

 

Инструмент указатель переходит режим ввода операторов, задающих точки пересечения объектов, при нажатии на кнопку выбора инструмента с предварительно нажатой и удерживаемой клавишей Shift. При указании острием курсора в места визуального пересечения двух (но не более) объктов система будет автоматически генерировать операторы нахождения точек пересечения, заносить их в программу и исполнять ее.

Выход в обычный режим функционирования инструмента Указатель из режима интерактивного задания точек пересечения осуществляется нажатием на кнопку выбора инстрмента без удержания каких-либо клавиатурных клавиш, либо двойным нажатием на клавишу пробел.

 

Указание связи между объектами

 
Для интерактивного создания оператора, формирующего объект Связь, необходимо выделить объект, затем, нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместить курсор с выделенного объекта-источника на объект-приемник и, достигнув его изображения, отпустить кнопку мыши. В результате этого действия будет формирован соответственный оператор, произойдет добавление его в программу и будет инициировано ее исполнение. На экране будет отображена стрелка, проведенная от объекта-источника к объекту-приемнику и в ее центре расположится текстовая метка, помещенная в желтый прямоугольник, для пояснения характера связи.
 

Копирование выделения в другой алгоритм

 

Данный режим функционирования инструмента указатель используется для перенос части или всего геометрического построения из одного алгоритма в другой. Для выполнения такого действия необходимо, чтобы на рабочем столе системы были открыты окна отображения построений алгоритма-источника и алгоритма приемника.

В окне алгоритма-источника следует предварительно выделить те объекты, операторы порождения которых требуется перенести в другой алгоритм. Затем, разместив острие курсора над изображением одного из выделенных объектов нажать на левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместить курсор в окно алгоритма приемника, после чего отпустить кнопку мыши.

В ответ на это действие система выведет на экран окно для уточнения, каким спосоом выполнить требуемый перенос операторов. Возможны следующие варианты:

Все - переносятся все операторы алгоритма-источника, независимо от того, что были выделены только некоторые его объекты.
С предками - переносятся все операторы алгоритма-источника, порождающие объекты, являющиеся непосредственными предшественниками выделенных объектов, включая выделенные объекты.
С потомками - переносятся все операторы алгоритма-источника, порождающие объекты, являющиеся непосредственными потомками выделенных объектов, включая выделенные объекты.
Отношение - переносятся только те операторы алгоритма-источника, которые порождают выделенные объекты
Как константу (в отладке)
Алгоритм (в отладке)

В том случае, если алгоритм-приемник непустой и при переносе в него объектов из алгоритма-источника были обнаружены совпадения имен объектов, система предложит выбрать вариант копирования. При выборе опции Обыкновенная вставка произойдет замещение операторов, порождающих объекты с совпадающими именами на операторы из алгоритма-источника. При выборе опции Назначить новые имена для объектов алгоритма-источника с совпавшими именами сгенерируются новые имена, при этом прежний состав операторов алгорима-приемника останется неизмененным.

После завершения операции копирования исполнительная подсистема выполнит перерасчет построений с учетом их нового состава и выведет в окне алгоритма, подвергнутого изменению, изображение соответствующего ему построения.

 

Изменение значения размерного числа

 

При размещении острия курсора инструмнта Указатель над изображением размерного числа объекта Размер и выполнении двойного щелчка левой кнопкой мыши система переходит в режим редактирования позиционных характеристик геометической модели посредством изменения значений определенных ранее размеров. Режим является разновидностью динамического редактирования и предназначен для изменения операторов следующих функций:

при редактировании горизонтальной размерной линии

Точка задана координатами (P0)
Точка задана относительно точки приращениями координат (P1)
Точка пересечения двух прямых (P2)

при редактировании вертикальной размерной линии
Точка задана координатами (P0)
Точка задана относительно точки приращениями координат (P1)

при редактировании радиальной размерной линии
Свободная окуржность (D00)
Окружность, сопрягающая две прямые (DC0)
Окружности, сопрягающие две окружности (D7)
Окружности заданы двумя точками и радиусом (DB)
Окружности, сопрягающие прямую и окружность (DA)
Окружность проведена через точку, касательно к прямой (DD)
Окружность проведена через точку касательно к окружности (DE)

 

Прочие действия

 

Щелчок правой кнопкой мыши в рабочей области окна отображения построения приводит к вызову контекстного всплывающего меню, состав команд которого зависит от текущего состояния системы на момент вызова меню.

К режиму выделения объектов курсором инструмента Выделение из режима динамического редактирования можно перейти, нажав клавишу пробел.

Координаты угловых точек последней рамки охвата выделения запоминаются системой. На их основе можно построить прямоугольный контур со свободными управляющими точками в углах, нажав ускорительную клавишу q. При этом в окне отображения построения не должно быть выделено ни одного объекта.