Этот способ рационально применять тогда, когда есть возможность пересечь обе поверхности плоскостью по графически простым линиям (прямым, окружностям).
Задача 2.5. Построить линию пересечения l поверхности Φ с поверхностью Γ (рис. 2.18).
Алгоритм решения
1. Рассекаем обе поверхности вспомогательной плоскостью σ.
2. Определяем линию пересечения a плоскости σ с поверхностью Φ a = σ ∩ Φ.
3. Определяем линию пересечения b плоскости σ с поверхностью Γ (b = σ ∩ Γ).
4. Находим точки пересечения построенных линий a и b (K, L = a ∩ b).
Для построения других точек искомой линии повторяем указанный алгоритм необходимое количество раз.
Задача. Построить проекции линии пересечения l плоскости α (m, n) с плоскостью β (f, h) (рис. 2.19). Для решения этой задачи в качестве вспомогательных плоскостей можно использовать, например, плоскости уровня σ и γ параллельные π2.
Алгоритм решения
1. В соответствии с алгоритмом решения задачи 2.5 определяем проекции одной общей точки заданных плоскостей – точки K (K = a ∩ b) (рис. 2.19 а).
2. Аналогично определяем проекции точки L (L = c ∩ d) (рис. 2.19 б ).
3. Через проекции точек K и L проводим соответствующие проекции искомой прямой l.
Задача. Построить проекции линии пересечения l поверхности Φ (f, h) с плоскостью α (m, n) (рис. 2.20).
Для решения этой задачи в качестве вспомогательных плоскостей можно использовать плоскости уровня, т.к. одна из проекций линии пересечения такой плоскости со сферой будет представлять собой прямую, а вторая – окружность.
Алгоритм решения
1. Определяем проекции точек изменения видимости линии l .
а) Строим проекции точек A и B, используя в качестве вспомогательной плоскости – плоскость β (β || π1):
– определяем проекции линии пересечения плоскости β со сферой – окружность f (f1, f2);
– определяем проекции линии пересечения плоскости β с плоскостью α в соответствии с алгоритмом решения задачи 2.1 – прямая k (k1, k2);
– отмечаем проекции точек A и B: A1, B1 = k1 ∩ f1; A2, B2 ~ β2
б) Строим проекции точек С и D , используя в качестве вспомогательной плоскости плоскость уровня γ (γ || π2) :
– определяем проекции линии пересечения плоскости γ со сферой – окружность h (h1, h2) ;
– определяем проекции линии пересечения плоскости γ с плоскостью α в соответствии с алгоритмом решения задачи 2.1 – прямая c (c1, c2);
– отмечаем проекции точек C и D: C2, D2 = c2 ∩ h2; C1, D1 ~ γ1
2. В соответствии с алгоритмом решения задачи 2.5 определяем произвольные общие точки (K и L) заданных фигур, используя в качестве вспомогательной плоскости плоскость уровня σ (σ || π2) (рис. 2.21):
– определяем проекции линии пересечения плоскости σ со сферой в соответствии с алгоритмом решения задачи 2.3 – окружность a (a1, a2);
– определяем проекции линии пересечения плоскости σ с плоскостью α в соответствии с алгоритмом решения задачи 2.1 – прямая b (b1, b2);
– отмечаем проекции точек K и L: K, L = a ∩ b; K2, L2 = a2 ∩ b2; K1, L1 ~ σ1. Для построения других точек искомой линии l повторяем последовательность построений пункта 2 данной задачи.
3. Для определения видимости линии l будем использовать точку K. При проецировании на плоскость π1 точка K будет принадлежать невидимой части сферы, следовательно, часть линии l от точки A до точки B, содержащая точку K, будет невидимой. В поле проекций π1 этот участок (A1, K1, D1, B1) отмечен штриховой линией. При проецировании на плоскость π2 точка K будет принадлежать видимой части сферы, следовательно, часть линии l от точки C до точки D, содержащая точку K, будет видимой. В поле проекций π2 этот участок (C2, A2, K2, D2) отмечен сплошной основной линией.
Задача. Построить проекции линии пересечения конической поверхности Φ (i, t) со сферой Γ (f, h).
Для решения этой задачи в качестве вспомогательных плоскостей можно использовать плоскости уровня, параллельные π2, т.к. одна из проекций линии пересечения такой плоскости с заданными поверхностями будет представлять собой прямую, а вторая – окружность.
Алгоритм решения
1. Определяем проекции точек изменения видимости линии l (рис. 2.22 а).
а) Строим проекции точек A и B, используя в качестве вспомогательной плоскости плоскость α (α || π1):
– определяем проекции линии пересечения плоскости α со сферой – окружность f (f1, f2);
– определяем проекции линии пересечения плоскости α с конической поверхностью вращения – прямая t (t1, t2);
– отмечаем проекции точек A и B: A1, B1 = t1 ∩ f1; A2, B2 ~ α2.
б) Строим проекции точек С и D, используя в качестве вспомогательной плоскости плоскость уровня β (β || π2) :
– определяем проекции линии пересечения плоскости β со сферой – окружность h (h1, h2);
– определяем проекции линии пересечения плоскости β с конической поверхностью вращения – окружность a (a1, a2);
– отмечаем проекции точек C и D: C2, D2 = a2 ∩ h2; C1, D1 ~ β1.
2. Определяем произвольные общие точки (K и L) заданных фигур, используя в качестве вспомогательной плоскости плоскость уровня γ (γ || π2) (рис. 2.22 б):
– определяем проекции линии пересечения плоскости γ с конической поверхностью вращения – окружность b (b1, b2);
– определяем проекции линии пересечения плоскости γ со сферой – окружность с (с1, с2);
– отмечаем проекции точек K и L: K, L = b ∩ c; K2, L2 = b2 ∩ c2; K1, L1 ~ γ1.
Для построения других точек искомой линии l повторяем последовательность построений пункта 2 данной задачи.
3. Определение видимости линии l.
При проецировании на плоскость π1 видимая и невидимая часть линии l будут совпадать. При проецировании на плоскость π2 видимость линии можно определить, например, по положению точки A. Точка A будет принадлежать видимой части сферы, следовательно, часть линии l от точки C до точки D, содержащая точку A будет видимой. В поле проекций π2 этот участок (C2, A2, D2) отмечен сплошной основной линией (рис. 2.23). |

Рис. 2.18

Рис. 2.19 а

Рис. 2.19 б

Рис. 2.20

Рис. 2.21

Рис. 2.22

Рис. 2.23 |